Один из них Почётный гражданин города Уржума, самобытный художник и поэт Иван Ефимович Веприков. В Красную Армию в 1939 году он ушёл добровольцем. Службу нёс на Дальнем Востоке в полку штурмовой авиации. Ему повезло. Многие мальчишки того времени мечтали о небе, о самолётах. Вот и Иван рассчитывал, что будет летать. Но стал он полковым художником, постепенно повышал своё мастерство в художественном творчестве, его рисунки и акварели становились более совершенными, законченными. Комиссар полка приветствовал старание бойца, предложил развивать талант дальше, даже дал направление на учёбу в Московское художественное училище и уже повёз молодого воина на железнодорожный вокзал, чтобы отправить в столицу, но с КПП их вернули. Началась Великая Отечественная.
Иван Веприков окончил курсы, выучившись на воздушного стрелка. Наконец-то сбылась мечта подняться в небо. Но долгое время полёты были в основном учебными, призванными поддерживать боевую готовность личного состава полка.
Лишь принимая участие в войне с Японией, экипаж самолёта, на котором служил младший сержант Иван Веприков, начал выполнять боевые вылеты. В один из дней их ИЛ-2 был направлен на задание, но после его выполнения на обратном пути над вражескими позициями был подбит. Экипаж чуть было не погиб, но, слава Богу, выжил. Вот как много позже вспоминал Иван Ефимович те страшные минуты:
«Винт отвалился, самолёт загорелся. Слежу за сигнальными лампами. Команды покидать самолёт нет. Значит, лётчик на что-то рассчитывает. А под крылом горные гряды, ущелья. Жутко стало. Смотрю, Дмитрий Шестаков ведёт самолёт в долину. Земля всё ближе, ближе, и вдруг толчок и клубы пыли всё застлали. Открываю глаза – жив. А как пилот? Тоже жив. Мертвецки бледен, но жив. Этот эпизод особенно запомнился, потому что были, как говорится, на волоске от смерти. Меня до сих пор удивляет, насколько хладнокровно, расчётливо и смело действовал в этой ситуации пилот. Он сделал, казалось бы, невероятное – горящую машину без винта повёл на посадку. Но у него был точный расчет: в узкой долине встречными потоками воздуха сбило пламя и, чтобы не перевернуться на неровной площадке, пилот посадил самолёт на «живот», не выпуская шасси».
Жёсткая посадка машины дала о себе знать, ушибов и ссадин избежать не удалось, но переломов костей не было. После лечения в госпитале – снова служба. Уволили в запас Веприкова только в 1946 году. Несмотря на трудности, творчество он в те суровые годы не забросил, находил этому время.
Прошедшую войну нам не забыть никогда. До конца своих дней помнил о ней и Иван Ефимович. Даже через несколько десятков лет в стихах он обращался к тому времени, писал о боевых товарищах и о погибших друзьях. Но стихов военной тематики у него немного, очевидно слишком тяжело было возвращаться пусть даже в памяти к давно прошедшим событиям.
Он ушёл
Он тяжело был ранен в грудь.
Лежал со мной в палате рядом.
Он уходил в свой вечный путь
Великой Родины солдатом!
Однажды в свой последний день,
Поднялся, обошёл палату;
Цвела за окнами сирень,
Скользила веткой по закату.
Он сел на койку у окна
И долго всматривался в дали.
Легко потрогал ордена,
Погладил яркие медали;
С улыбкой посмотрел вокруг,
И рассказал, как жил в деревне,
Что ждёт жена, – надёжный друг, –
И не дождётся уж наверно…
И лёг в постель. И замолчал…
Но мы того ещё не знали,
Что он, прощаясь, рассказал
Души последние печали.
А утром унесли его…
Мы с ним простились, как солдаты.
Но почему-то оттого
Мне часто снится грусть палаты.
Иван Ефимович – участник многих районных, областных и всероссийских художественных выставок. В 2017 году стараниями издательского совета, созданного при главе Уржумского района, была выпущена книга И. Е. Веприкова «Край родной, я навеки с тобой», в которую вошли стихи и проза самобытного автора, фоторепродукции его многочисленных работ.
Владимир Шеин,
член бюро районной организации ветеранов Уржумского района