Новости и события
Май 2020

Учительский подвиг в годы войны

         Зырина Капитолина Фёдоровна (25.09.1921-02.02.2006). Моя мама. Проработала 47 лет в Карпушинской школе Котельничского района Кировской области, труженик тыла. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», медалью «За трудовое отличие», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и др.
         Из книги воспоминаний «Я родом из детства» Зыриной Капитолины Фёдоровны: «...С 15 августа 1942 года я учитель русского языка и литературы, физкультуры и военного дела в Карпушинской школе. В Котельничском районе Кировской области было организовано 12 детских домов, в них 28000 детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда, позднее 55000 детей. В Карпушинской школе верхний этаж занимал ленинградский детский дом, 678 детей учились на нижнем этаже. Среди эвакуированных в п. Карпушино были и совсем маленькие дети дошкольного возраста, и учащиеся 1-7 классов. Учащихся в каждом классе столько, что фамилии не помещаются на странице журнала, пишем по две в каждой строчке. Тепла в школе нет. Застывают чернила, застывает тряпка у доски. С потолка сыпался иней. Дети держат бутылочки с чернилами за пазухой, стоит написать несколько слов, и чернила на пере застывают. Тетрадей не хватает, пишем между строчек на старых газетах. Дети были очень напуганы. Младшие не понимали своей беды, скоро забывали слово "мама". Первый год эвакуированным жилось очень трудно, хотя колхозы и снабжали детдом продуктами. Самых младших утром выводили на улицу поселка, сердобольные жители забирали их в свои семьи, чтоб хоть чем-нибудь покормить, вечером приводили их обратно в детдом. Голодали дети. Голодали колхозники. Голодали учителя. Не забыть, как на экзаменах по русскому языку ученик 7 класса Овчинников Анатолий упал в голодный обморок во время ответа, стукнувшись головой о стену. У кого-то нашелся кусочек хлеба, Толя поел, полежал и закончил ответ.
         На зимней конференции нам объявили, чтобы ребят после 2 смены не отпускали по одному, ходят волки. Съели учительницу Черновской школы. Утром нашли портфель и ноги в валенках. Ученики из деревень стали ходить в школу с факелами. После уроков учителей иногда коллективно отправляли в г. Котельнич то на строительство аэродрома, то грузить мешки с зерном в вагоны. Идти с мешком на спине до вагона надо по настилу, а он качается. Грузим всю ночь. Уставали так, что утром кое-как доходили до школы, и, не поспав ни минуты, снова на уроки. На следующий год стало полегче, эвакуированные завели огород, посадили рассаду. Колхоз дал детдому 2 быков, на них пахали, возили из леса дрова. Дети трудились на земле, поливали и пропалывали овощи, помогали заготавливать дрова.
         Все лето и сентябрь учителя и ученики работают в колхозе. Заготавливают сено, жнут серпами овес, копают картошку, ломают лен. С 1 октября начинаются занятия в школе. Да и в октябре, и в начале ноября дети с преподавателями работают. Школьники 2 смены работают до уроков, а 1-ой после уроков до темноты. Часто вспоминаю, как ноябрьской ночью я с учащимися 7 класса работала на молотьбе у д. Никольщина в 5 км от школы. Освещение от движка трактора. Работаем старательно. Кто кидает вилами в молотилку тяжелые ржаные снопы, кто крутит веялку, кто носит мешки с зерном. Мерзнут ноги, но надо торопиться. Фронту нужен хлеб. В 7 часов утра работу закончили. Ещё темно, в 8 час. были уже в школе. Портфели оставлены в классе. Подремали, сидя за партами. А в 9 час начались уроки. Некоторые ученики засыпали, но никто их не будил.
         Тяжело было заходить в класс, где ни звука, гробовая тишина. Значит в чью-то семью с похоронкой пришло горе. Ребенок, бедный, уткнулся в парту, навзрыд плачет. Ребята молчат, ждут, что скажет учитель. А мне 22 года. Надо найти слова. Да что слова, когда такое горе. Но были и счастливые дни, были и праздники. Как ни трудно было, но мы, учителя и ученики, ходили в деревни с лекциями и концертами, чтоб поддержать людей. С восторгом сельские жители смотрели выступление ленинградских детей на новогодней елке.
         Получали добрые вести от отцов с фронта, от матерей и сестер, выживших в блокадном Ленинграде. Вернулся с фронта по ранению муж завуча детдома Ольги Мотылайнен. Он вместе с ребятами устроил ледяной чудо-городок. Там был и ледяной солдат, и танк, и мухомор, и какие-то зверушки. Не было предела радости, когда узнали о прорыве блокады и разгроме немцев под Ленинградом в 1944 г. Иногда выжившие матери приезжали и увозили своих детей. Некоторые маленькие дети не узнавали родных и не хотели ехать в Ленинград...
         Память о былом я бережно храню в своем сердце. Я и сейчас помню фамилии, лица, имена. Это и отличницы Надя Малышева и Рая Пискунова, и Оля Крестьянинова. Храню простой альбомный листочек-открытку, которую нарисовала и подарила мне эвакуированная ленинградская девочка Рая Пискунова. На одной стороне нарисована красивая роза, а на другой написано: "На память дорогой моей учительнице Зыриной Капитолине Фёдоровне. 1944 г. 8 марта. Рая Пискунова"
         ...После войны эвакуированных ленинградских детей со всей Кировской области (к 1945 остались лишь те дети, у которых все родственники погибли) перевели в г. Котельнич, а потом повезли в Ленинград. Среди сопровождающих была Зырина Людмила Прокопьевна, моя родственница, тогда работавшая в Александровском детском доме. Когда поезд с детьми подходил к перрону, ленинградцы, пришедшие встречать, встали на колени и замерли в глубоком поклоне, выражая этим благодарность вятским женщинам, сохранившим их детей».

Лариса Демина (Бронникова)
г. Петрозаводск.