Новости и события 2025 г.

Удивительная жизнь исчезнувших деревень

Нагорская районная организация ветеранов принимает участие в реализации акции «Создаем островок памяти» в рамках проекта Кировской областной организации ветеранов «Серебряная Вятка»: с любовью к малой родине».

Деревня моя, деревянная дальняя… Сколько стихов, очерков, рассказов, повестей и романов посвящено ей, сколько ей пришлось претерпеть, а в конце концов исчезнуть, родившись когда-то в великих муках…

«Энциклопедия земли Вятской» - книга 4 стр. 145: «село Рождественское (Нагорское) в 1768 году вместе с другими вотчинами монастыря передано в ведении коллегии экономики». Возможно, тогда и начинают расти деревни по правому берегу реки Вятки. Устье речки Вобловицы, правого притока р. Вятки, отличается большим запасом свободной и плодородной земли. Выгодное географическое положение привлекает первых переселенцев.

«Энциклопедия земли Вятской» - книга 2 ч. 1 стр. 65: «В 1595 году грамотой Федора Ивановича Вобловицкая волость (с. Полом, две деревни, сорок семь починков) передана во владение Вятскому Успенскому монастырю». Патриарх Иосиф в 1639 году дает храмозданную грамоту монастырю на постройку в Вобловицкой вотчине трехпрестольной деревянной церкви. Через два года в ней начались службы и так как «бережане» относились к этому приходу, то венчание, крещение, отпевание проходило в Спасской церкви. Медицинскую помощь могли получать в земской больнице и в аптеке с. Полом.

В 1762 году в Вобловицах построили «пильную мельницу» - первую лесопилку в Слободском уезде. Указом Екатерины II в 1764 году волость была передана государству.

В XVIII в. на красивом угоре по правому берегу речки Вобловицы стали обосновываться первые поселенцы. Речка, река, лесопилка, плодородная земля и кирпичные сараи (делали вручную кирпич), прекрасный обзор — все это привлекало.

В д. Корытята (Коритята) дома были выстроены с кирпичным фундаментом по полуокон и даже целые одноэтажные дома. В деревне жили дружные, очень трудолюбивые люди. Но постепенно стали разъезжаться, так как семьи увеличивались и требовалась земля. В основном проживали семьи с фамилией Чеглаковы.

Ниже по течению на берегу р. Вятки, с расширением семей, но нехваткой земли появляется деревня Гагары. Бубновы — основная фамилия деревни. С 1962 г. деревня Гагары перестала существовать.

В деревне Шурманы было 11 дворов — домов. До создания колхозов были единоличные хозяйства. На берегу жил трудолюбивый, старательный и добрый народ. Основное занятие было землепашество, возделывали зерновые культуры, сеяли репу, брюкву. Картофель начали сажать примерно в 1907 г. Женщины выращивали капусту, морковь, репу, редьку, лук, чеснок, стали возделывать картофель, хмель. Семена делали сами. Из домашних животных в хозяйстве были лошади, коровы, овцы. Без них не обойтись: тяговая сила, продукты питания, шерсть, навоз, надо было удобрять поля. Шерсть нужна была всем домочадцам и везде катали валенки, вязали носки, варежки, клали в лапти для тепла, шили полушубки, шубы. Свиней начали разводить перед войной. Растили и обрабатывали лен, который одевал семью. Все женщины пряли, ткали, вышивали, мережили, вязали кружева. В деревне росли липы, рябины, черемухи. Занимались рыболовством, плетением лаптей, корзин и разной домашней утвари. В деревне были свои кузнецы. Из отхожих промыслов занимались осмолом, т. е. гнали смолу, скипидар, жгли уголь из сосновых кореньев. Смолянка была недалеко от Корытят у устья Вобловицы.

Под Ершами на красивом месте у р. Вятки, на поляне, словно на приподнятой подушке, стояла часовня в честь Фролов и Лавров, которую разрушили в 1935 году. Постройка распалась в 50-е годы. Бережане широко отмечали фроловскую, троицкую и покровскую субботу, землю-именинницу, семеновскую.

Каждая хозяйка пекла хлеб сама. На праздники пекли пироги, ярушники, мусники, шаньги, заготавливали впрок грибы, ягоды. Бережан не коснулось крепостное право, не коснулось и раскулачивание, но было твердое задание: у зажиточных крестьян забирали по одной лошади, корове, сверх нормы зерно, лен. Школа находилась в деревне Рогозята, что в 4-х км, так как там было много детей. Один недостаток всех бережанских деревень, воду надо было носить из-под горы из колодцев, родников и просто из колод. Когда началась коллективизация, бережане сразу объединились в 1933 г. в колхоз и назвали его «Бережанский». В 1959 г. произошло укрупнение в один колхоз «Заря». Территория стала относиться к Нагорскому району.

За годы войны деревни сильно истощали. В д. Бушмели коренными жителями были братья Бушмелевы.

Деревня Ерши — пятая по счету на 8-м километровом промежутке по р. Вятка между устьем Вобловицы и речки Мокшихи. Деревня перестала существовать в 1961 г.

Деревня Семеновцы располагалась недалеко от д. Драчки. Деревня перестала существовать в 1958-1959 гг.

Невелики бережанские деревни, но ушли на защиту Отечества больше 30 мужиков, вернулись 18, остались на поле брани 12.

Жизнь деревень после войны не могла наладиться. Гидроэлектростанция на Татарском мосту (р. Вобловица), построенная с помощью жителей бережанских деревень, так и не дала им свет. Мужчины да и женщины уходили на лесоучастки и зачастую не возвращались в колхоз. Дольше всех просуществовала д. Шурманы. В начале 60-х годов началась электрификация села из ТЭЦ — 4, но это уже не остановило уезжающих.

Бережанских жителей объединяла большая любовь к реке, по которой был выход в море. Некоторые связали свою жизнь с флотом, военным или гражданским.

В настоящее время все деревни распаханы механизаторами колхоза «Заря» и как прежде с полей колхоза «Бережанский» получают хороший урожай трав и зерновых.

Проект реализуется победителем регионального грантового конкурса 2024 года для СОНКО Кировской области, организованного министерством внутренней политики Кировской области при софинансировании Фонда президентских грантов.

Н.В. Толмачева,
председатель Нагорской районной организации ветеранов
Август 2025 "Серебряная Вятка": с любовью к малой родине"