Этого человека я периодически встречаю в центре города, хотя и живёт он на улице Революционной Уржума. Идёт он, не торопясь, всё-таки в гору, а годы дают о себе знать.
– Движение – это жизнь, – отвечает он давно избитым выражением. – Что за удовольствие дома сидеть, телевизионную муть уже надоело смотреть, лучше пройтись, может, и знакомых встречу, будет с кем поговорить.
Несколько лет назад Алексея Кузьмича Понагушина постигло горе – ушли из жизни сначала жена, а потом и сын. Вот и идёт ветеран труда «в люди», хоть парой слов перекинуться есть с кем, да и в магазины (в основном продовольственные) зайти, продуктов на неделю закупить. Да ему и немного надо, всё в руках унесёт, ведь живёт скромно, пенсия небольшая.
Почти 25 лет старший сержант милиции А.К. Понагушин добросовестно служил в Уржумском РОВД водителем. За ним в те годы были закреплены как легковые, так и грузовые автомашины. На «уазиках» (поменял их за время работы несколько) он доставлял личный состав милиции на места преступлений, а на «газике» и «ЗИЛе» перевозил арестованных или привозил из леса дрова, которые сам потом и колол, отдел милиции тогда располагался ещё на улице Советской и отапливался печами. Доставлял это топливо и сотрудникам.
Вспоминая былые годы, Алексей Кузьмич рассказывает:
– Родился я 26 октября 1942 году в деревне Лом Дубровского сельского Совета нашего района. Всем тяжело было в войну, а детям особенно. Родители, конечно, старались кормить нас получше, но лишнего куска хлеба в семье никогда не было. Отец умер через год после моего рождения, надорвался на работе, не доедал, а нормы производительности труда нужно было выполнять. У матери нас осталось четверо, старшему Николаю исполнилось только 14 лет, но он уже работал в колхозе, зарабатывал трудодни. Виктору было 6 лет, а Галине – 3 года.
Чтобы младшенькие детишки не умерли с голода, как ни горько, а пришлось Прасковье Александровне отвезти их в Уржум и сдать в детский дом. Здесь о них заботилось государство, и жилось им сытнее, и под присмотром были, и одеты, и обуты. Лишь спустя два года после окончания Великой Отечественной войны забрала мать детей обратно. Те уже подросли и могли хоть чем-то помогать по дому, да и в колхозе на трудодни начали выдавать сельскохозяйственную продукцию, жить стало чуть сытнее.
В школу Алексей Понагушин ходил в село Цепочкино, в каникулы работал в колхозе, куда и был принят постоянно по окончании семи классов. Перед срочной службой в армии юноша получил специальность шофёра, отучившись в Уржумском училище механизации сельского хозяйства. Меньше месяца поработал он в колхозе имени Кирова, а потом – на службу ратную. Не зря он получал нужную специальность, определили новобранца водителем автомашины, которая на прицепе таскала пушку и перевозила боеприпасы, ведь попал он в артиллерийскую часть, размещавшуюся в Венгрии.
Отслужив, как и положено было в то время, три года, и набравшись водительского опыта и мастерства, Алексей Кузьмич почти сразу после увольнения из армии в запас поступил на другую службу, на милицейскую, сменил грузовик на легковушку.
30 декабря 1964 года началась его работа в РОВД. Первые полгода трудился инспектором дорожного надзора ГАИ, обеспечивая контроль за безопасностью движения на дороге. А всю оставшуюся службу был шофёром.
Основная его задача была вовремя доставить следственно-оперативную группу на место происшествия. А потом помогать коллегам, что они попросят: то подозреваемого покараулить, то пострадавших от рук злодея в город отвезти, в больницу, то свидетелей из другой деревни доставить. Одним словом, служба была напряжённой.
За четверть века, что прослужил в Уржумском отделе внутренних дел, милиционер-водитель А.К. Понагушин не совершил ни одной аварии, а дежурная машина, на которой по сменам работали ещё И.М. Лучинин и В.С. Вершинин всегда была готова к выезду. Главное вовремя позаботиться о её исправности, когда не было преступлений, полазить под ней, заглянуть под капот, по мелочам подремонтировать, вовремя техуход сделать.
1 июля 1989 года уволили Алексея Кузьмича на пенсию, устал, ведь переработку тогда никто не учитывал, не принято было. Многолетний добросовестный труд пенсионера МВД отмечен медалями «50 лет советской милиции», «За безупречную службу» всех трёх степеней и «Ветеран труда».
Не сиделось Алексею Кузьмичу дома на милицейской пенсии, которая была не столь велика, как хотелось бы. Пока были силы, работал водителем в райбыткомбинате, медником в отделении «Райсельхозтехника» (он был асом в этой специальности), кочегаром в котельной ПОКа, которая была недалеко от его дома.
Часто приглашали ветерана милиции на собрания в родной РОВД. Придёт, послушает, посидит тихонечко и – домой. Главное, что с бывшими коллегами повстречался, поговорил, прошлое вспомнил...
Почти всю трудовую жизнь проработал А.К. Понагушин водителем, разные марки машин освоил, а вот свою купить не смог, денег всё время не хватало. Так и ходит на старости лет, куда нужно, пешком, ведь движение – это жизнь!
В. Шеин.
На фото: А.К. Понагушин. 5 мая 1972 г.
Фото из архива ОМВД России по Уржумскому району.
– Движение – это жизнь, – отвечает он давно избитым выражением. – Что за удовольствие дома сидеть, телевизионную муть уже надоело смотреть, лучше пройтись, может, и знакомых встречу, будет с кем поговорить.
Несколько лет назад Алексея Кузьмича Понагушина постигло горе – ушли из жизни сначала жена, а потом и сын. Вот и идёт ветеран труда «в люди», хоть парой слов перекинуться есть с кем, да и в магазины (в основном продовольственные) зайти, продуктов на неделю закупить. Да ему и немного надо, всё в руках унесёт, ведь живёт скромно, пенсия небольшая.
Почти 25 лет старший сержант милиции А.К. Понагушин добросовестно служил в Уржумском РОВД водителем. За ним в те годы были закреплены как легковые, так и грузовые автомашины. На «уазиках» (поменял их за время работы несколько) он доставлял личный состав милиции на места преступлений, а на «газике» и «ЗИЛе» перевозил арестованных или привозил из леса дрова, которые сам потом и колол, отдел милиции тогда располагался ещё на улице Советской и отапливался печами. Доставлял это топливо и сотрудникам.
Вспоминая былые годы, Алексей Кузьмич рассказывает:
– Родился я 26 октября 1942 году в деревне Лом Дубровского сельского Совета нашего района. Всем тяжело было в войну, а детям особенно. Родители, конечно, старались кормить нас получше, но лишнего куска хлеба в семье никогда не было. Отец умер через год после моего рождения, надорвался на работе, не доедал, а нормы производительности труда нужно было выполнять. У матери нас осталось четверо, старшему Николаю исполнилось только 14 лет, но он уже работал в колхозе, зарабатывал трудодни. Виктору было 6 лет, а Галине – 3 года.
Чтобы младшенькие детишки не умерли с голода, как ни горько, а пришлось Прасковье Александровне отвезти их в Уржум и сдать в детский дом. Здесь о них заботилось государство, и жилось им сытнее, и под присмотром были, и одеты, и обуты. Лишь спустя два года после окончания Великой Отечественной войны забрала мать детей обратно. Те уже подросли и могли хоть чем-то помогать по дому, да и в колхозе на трудодни начали выдавать сельскохозяйственную продукцию, жить стало чуть сытнее.
В школу Алексей Понагушин ходил в село Цепочкино, в каникулы работал в колхозе, куда и был принят постоянно по окончании семи классов. Перед срочной службой в армии юноша получил специальность шофёра, отучившись в Уржумском училище механизации сельского хозяйства. Меньше месяца поработал он в колхозе имени Кирова, а потом – на службу ратную. Не зря он получал нужную специальность, определили новобранца водителем автомашины, которая на прицепе таскала пушку и перевозила боеприпасы, ведь попал он в артиллерийскую часть, размещавшуюся в Венгрии.
Отслужив, как и положено было в то время, три года, и набравшись водительского опыта и мастерства, Алексей Кузьмич почти сразу после увольнения из армии в запас поступил на другую службу, на милицейскую, сменил грузовик на легковушку.
30 декабря 1964 года началась его работа в РОВД. Первые полгода трудился инспектором дорожного надзора ГАИ, обеспечивая контроль за безопасностью движения на дороге. А всю оставшуюся службу был шофёром.
Основная его задача была вовремя доставить следственно-оперативную группу на место происшествия. А потом помогать коллегам, что они попросят: то подозреваемого покараулить, то пострадавших от рук злодея в город отвезти, в больницу, то свидетелей из другой деревни доставить. Одним словом, служба была напряжённой.
За четверть века, что прослужил в Уржумском отделе внутренних дел, милиционер-водитель А.К. Понагушин не совершил ни одной аварии, а дежурная машина, на которой по сменам работали ещё И.М. Лучинин и В.С. Вершинин всегда была готова к выезду. Главное вовремя позаботиться о её исправности, когда не было преступлений, полазить под ней, заглянуть под капот, по мелочам подремонтировать, вовремя техуход сделать.
1 июля 1989 года уволили Алексея Кузьмича на пенсию, устал, ведь переработку тогда никто не учитывал, не принято было. Многолетний добросовестный труд пенсионера МВД отмечен медалями «50 лет советской милиции», «За безупречную службу» всех трёх степеней и «Ветеран труда».
Не сиделось Алексею Кузьмичу дома на милицейской пенсии, которая была не столь велика, как хотелось бы. Пока были силы, работал водителем в райбыткомбинате, медником в отделении «Райсельхозтехника» (он был асом в этой специальности), кочегаром в котельной ПОКа, которая была недалеко от его дома.
Часто приглашали ветерана милиции на собрания в родной РОВД. Придёт, послушает, посидит тихонечко и – домой. Главное, что с бывшими коллегами повстречался, поговорил, прошлое вспомнил...
Почти всю трудовую жизнь проработал А.К. Понагушин водителем, разные марки машин освоил, а вот свою купить не смог, денег всё время не хватало. Так и ходит на старости лет, куда нужно, пешком, ведь движение – это жизнь!
В. Шеин.
На фото: А.К. Понагушин. 5 мая 1972 г.
Фото из архива ОМВД России по Уржумскому району.