7 чудес моего района
"Чудеса" Белохолуницкого района

Белохолуницкий пруд

Белая Холуница – небольшой городок. Главная достопримечательность города – Белохолуницкий пруд, а точнее водохранилище.

ИСТОРИЯ БЕЛОХОЛУНИЦКОГО ПРУДА

История начата с Климковского завода. С самого начала действия Климковского завода стало ясно, что воды в местном пруду недостаточно для приведения в движение всех механизмов доменного и железоделательного производства. Поэтому заводовладелец генерал-прокурор А.И. Глебов добился второго указа Берг-коллегии, разрешающего строительство второго, передельного (железоделательного) завода на реке Белой Холунице в 30 верстах ниже по течению от Климковки. Место для него было выбрано при слиянии рек Белой Холуницы и Шелепихи. Завод создан в середине XVIII века после того, как здесь обнаружили залежи железной руды. Рудники купил А.И. Глебов и построил крупный железоделательный завод на реке Белая Холуница.

Строительство на реке Белая Холуница завода для производства листового и кровельного железа шло под руководством горного офицера Аникиты Сергеевича Ярцова с 1764 года. Новому производству требовалось много воды, поэтому русло реки Белая Холуница необходимо было перекрыть. Чтобы заставить работать заводские механизмы, нужно было создать плотину и водохранилище как источник двигательной силы. Для строительства привезли крепостных крестьян из Новгородской и Вологодской губерний. Плотина сразу строилась трехшлюзная. Средний и левый использовались как вешняные: для спуска воды в весеннее половодье и отправления барок с железом.

6 сентября 1764 года состоялось торжественное перекрытие реки деревянной трёхшлюзной плотиной. Работы шли около 4 часов, и в итоге река повернула в своё новое деревянное русло. После перекрытия шлюзов водохранилище стало постепенно наполняться водой и заняло территорию протяжённостью в несколько десятков километров. Высота деревянной плотины около 9 метров, ширина (от пруда до сливов) - 83 метра, длина (от заводской части до левобережной) - 84 метра.

А 8 ноября 1764 г. закрутились водяные колеса, а от них по трансмиссиям передалось движение на заводские механизмы, началась ковка железа. Завод назвали Ново-Троицким Холуницким. Дата перекрытия реки считается днём основания Белой Холуницы, так как благодаря созданию завода здесь появился сначала заводской посёлок, а потом и город Белая Холуница.

В начале 20-х была установлена первая гидротурбина небольшой мощности, которая давала освещение в механический цех. В 1928 г. построили солидное кирпичное здание гидростанции, где работало 2 турбины по 250 кВт, вода к ним шла по специальным водоводам.

В 1959-1963 гг. деревянная трехпрорезная плотина была заменена новой железобетонной. В ее корпус была встроена турбина на 1200 кВт, но ее так и не запустили.

С того момента пруд несколько раз углубляли и расширяли, а в 1812 году эти работы выполняли даже пленные французы из наполеоновской армии.

Пароход «Холуница» таскал по водохранилищу баржи с чугуном, плоты с лесом. В XXI веке пруд утратил промышленное значение и превратился в место отдыха.

Белохолуницкий пруд просто огромный живописный водоём, это самый большой искусственный водоём в Кировской области. Его площадь составляет 16 км², средняя ширина 1,5 км, максимальная – 3 км. Средняя глубина 4м, максимальная – 11м. Объем воды в пруду - 51 миллионов кубометров.

Вода в Белохолуницком пруду чистая, цвета ясного синего неба. Берег с одной стороны усыпан крупной галькой, а противоположный - очень далеко, что кажется, будто ты на море. В жаркую погоду это место особенно напоминает русский юг: раскалённая брусчатка, палящее солнце, почти бескрайняя водная гладь. На правом берегу пруда расположен песчаный пляж в черте города и парк в сосновом бору.

ПЛОТИНА

НАБЕРЕЖНАЯ

Ни фонтанов, ни скульптур на набережной нет. Только в самом начале вы увидите груду камней с якорем наверху. Это каменная стела, которую установили на берегу пруда в 2009 году по инициативе местной администрации. Якорь, кстати, подняли со дна водоёма во время субботника в 2005 году. Рядом со стелой установлена памятная плита, на которой написано, как и когда здесь появился пруд.